Трамваи Николаева

Четверг, 23.11.2017, 10:37
Приветствую Вас Чужой |RSS| Подписаться
Легкая версия сайта | Главная | Публикации | Регистрация | Вход
» Форма входа

» Поиск

» Меню сайта

» Категории раздела
UA. Киев [0]
UA.Львов [0]
UA. Николаев [7]
UA. Харьков [2]

Главная » Публикации » Депо » UA. Николаев

История Николаевского трамвая

Николаевская конка. XIX век
  • В XIX веке в Николаеве было создано «Бельгийское анонимное общество  николаевских конно-железных дорог». 26 июля (7 августа) 1897 началось  движение конки. Первый маршрут был коротким: от часовни Александра II,  которая находилась на пересечении улиц Соборной и Херсонской, до  Военного рынка на Слободке. Возле часовни был узловой отправной пункт  всех линий конки.
  • В декабре того же 1897 года была проложена вторая линия конки, соединившая центр города с железнодорожным вокзалом.
  • Следующий  маршрут, пущенный в июне 1898 года связал город с загородной  резиденцией князя Григория Потёмкина — Спасском. Этот маршрут действовал  только в летнее время, а с 15 октября по 15 марта движение  приостанавливалось. В летнее же время на конечной остановке Спасск к  конке подпрягали дополнительную третью лошадь для преодоления крутого  подъема.
  • В августе 1898 года закончилось строительство ещё одной  линии, ведущей в порт. Позднее все эти линии слились в два достаточно  протяженных маршрута: «Вокзал — Военный рынок» и «Спасск — Элеватор  (порт)». Протяженность пути составила более 14,5 километров.
  • Вагоны  конки изготавливали одесские фирмы «Демерт» и «Гальвич». Конная дорога  была одноколейной со специальными разъездами для пропуска встречных  конок. Существовало следующее правило движения: подъехавшая первой к  разъезду конка обязана была ждать встречную, пока та не пройдет и не  передаст жезл-стержень с большим круглым набалдашником. Работа конки  также была строго регламентирована несколькими постановлениями Городской  думы. Так, указом Думы от 7 июля 1898 года предписывались следующие  правила: скорость движения должна быть в интервале 7-12 верст в час и  только рысью; разъезды должны находиться на расстоянии 235 саженей друг  от друга (некоторые из этих остановок сохранились как остановки  городского трамвая до нашего времени).
  • Городская конно-железная  дорога имела два депо с конюшнями и стоянками для вагонов. Одно депо,  построенное в 1900 году, располагалось по адресу — переулок А, дом № 7,  где и сейчас сохранились выезды и крытые навесы, по-видимому, бывшие  конюшни.
  • Существовали летние и зимние вагоны (зимние не имели  верхнего этажа — империала). Летние вагоны ранней конструкции были  открытые, имели пять рядов по три места в каждом, и запрягались парой  лошадей. А летние вагоны более позднего выпуска так же были открытыми и  имели двадцать мест на скамейках и шесть стоячих мест на задней  площадке. Для защиты от дождя и ветра имелись кожаные занавески,  спускаемые с крыши.
  • В 1902-1903 годах началась переписка  Городской думы с бельгийским обществом о переводе конки на электротягу,  так как конка была уже не в состоянии обеспечить перевозку пассажиров по  городу. В 1909 году было начато проектирование первого городского  электротрамвая.
  • Трамвай  с прицепным вагоном был разработан, а затем и изготовлен в  Петербургском представительстве бельгийской фирмы «Сименсъ и Гальске».  Оборудование маршрута городским властям обошлось в два миллиона рублей. В  городе конка просуществовала почти 17 лет.
  • 21 декабря 1914 (3  января 1915) в Николаеве был пущен первый трамвай на электрической тяге,  а через некоторое время было завершено строительство трамвайного парка,  впоследствии ставшего депо № 1. На первых порах были использованы  вагоны конки, которые пришлось немного модернизировать: снять ступеньки  вдоль вагона, а открытые площадки зашить листами железа. Необходимое  оборудование для модернизации этих вагонов было изготовлено на  судостроительном заводе «Наваль», а наиболее сложное электрооборудование  было приобретено в других городах. Первые трамваи не имели на своих  крышах токоприемников, электроснабжение осуществлялось непосредственно  по рельсам. Трамвайное движение было организовано по четырём маршрутам:  «Вокзал — Горбольница», «Рынок — Спасск», «Каботажный спуск — Кладбище»,  «Кузнечная — Рынок».
  • Впоследствии в город поступили новые  вагоны. На торжество были разосланы приглашения от имени городской  управы. Сравнение планов города за 1907 и 1918 годы показывают  идентичность маршрутов конки и трамвая, то есть электротрамвай пошёл по  рельсам конки. Протяженность всех линий в городе составила 22 версты.
  • Долгое  время конка и трамваи ходили одновременно, трамвайный парк города  составлял 25 вагонов. В 1917 году на городские магистрали вновь вышла  конка, так как за время революции Николаев остался без электроснабжения.  Последовавшая за революцией Гражданская война заставила надолго забыть о  трамвае. Только в 1925 году трамвайное движение в городе было  возобновлено, а подвижной состав увеличился до 37 единиц.
  • В  советское время в Николаеве была осуществлена реконструкция трамвайных  путей. Трамваи для города в основном изготавливали на заводе им. Марти.  Так, в середине 1920-х парк пополнился 20-ю моторными и 20-ю прицепными  вагонами местного производства. Первые трамваи использовались до конца  1960-х.
  • Однако город все ещё чувствовал острый недостаток в  подвижном составе. В разработке проекта трамвая нового типа приняли  участие специалисты из Харькова. В 1933 году Николаевский трамвайный  парк стал пополняться машинами типа Х и М. Выпускали их Мытищинский  завод и Николаевский завод им. Марти. К концу 1930-х годов город  благоустраивался, его инженерная инфраструктура усложняется.  Протяженность трамвайных путей составила 41 километр. Город обслуживала  71 единица подвижного состава.
  • С началом Великой Отечественной  войны николаевские трамваи использовались для доставки раненых из  морского порта и железнодорожного вокзала в городскую больницу. Для  этого салоны вагонов были перестроены, из них убрали сидения, а на  специальных кронштейнах разместили носилки, расположенные поперек  салона. Движение трамваев прекратилось только тогда, когда фашисты  ворвались в город и взорвали электростанцию. Во время оккупации все  оборудование было разгромлено, а часть его — вывезена за Одессу и  брошена.
  • Сразу же после освобождения города от фашистов началось  восстановление николаевского трамвая. Первая очередь, которую запустили в  конце сентября 1944 года, связала судостроительный завод с городской  больницей. В 1945 году в Николаеве было восстановлено 18 километров  путей. Вагоны, работавшие в то время, имели примитивную конструкцию:  двери открывались и закрывались вручную (поэтому зачастую трамваи шли с  открытыми дверьми даже в зимние морозы), деревянные лавки-сиденья  располагались вдоль окон по обеим сторонам, хотя некоторые сидения для  пассажиров были размещены по ходу движения; тряпичные ремешки в качестве  поручней не удерживали пассажиров во время резких разгонов и  торможений. Связь кондуктора с водителем была механической: после  заполнения вагона пассажирами кондуктор дергал верёвку и в кабине  водителя звонил колокольчик, означающий начало движения. На задней  площадке располагался штурвал ручного тормоза, которым в экстренных  случаях пользовались кондукторы.
  • 25 апреля 1951 года вступило в  строй новое депо, получившее номер 2. Только в нём содержались трамваи  КТМ/КТП-1, имеющие более широкую колею — 1524 мм. Самый первый вагон  тёмно-красного цвета внизу и кремового сверху имел номер 201.  Последующие машины окрашивали в тёмно-синий цвет. Отличительной  особенностью первых этих трамваев была расположенная спереди маленькая  звезда, служившая корпусом для фары. Трамваи, имевшие номер по 206  включительно, имели двери с прямоугольными стеклами, а на последующих  дверные стекла были овальные (как на вагонах КТМ-2). Таким образом, в  городе существовало два трамвайных парка с разными типами вагонов  (узкоколейные и с современной колеей), не соединённые между собой.  Протяженность трамвайных путей в городе на это время составила 33,2  километров. Вагонам, принадлежавшим депо № 1, присваивались номера  401—459, а депо № 2 — номера, начинавшиеся с 460. С 1955-1958 годов  стали поступать вагоны из ГДР (Т-57 и В-57). Они, по сравнению с  отечественными, отличались повышенной комфортностью, имели утепленную  кабину водителя, мягкие сиденья в салоне и автоматические двери. В то  время строительство новых линий для узкоколейного трамвая было  прекращено, управление горэлектротранспортом начало развивать маршруты  для вагонов второго трамвайного парка. По этим линиям стали ходить  вагоны МТВ-82 (прозванные «пульманами»), эксплуатировавшиеся долгое  время в других городах и затем прошедшие ремонт в Киеве на заводе им.  Дзержинского. Их отличительной особенностью было наличие трёх задних  окон. Некоторые из этих машин работали в паре с безмоторным прицепом.  Из-за частой поломки карданного вала (привод колесных пар осуществлялся  не напрямую от электродвигателя к колесам, а через карданные валы) эти  трамваи значительную часть времени простаивали в ремонте. В городе их  было около десяти. В основном они были желто-синего цвета. Один из этих  трамваев из-за зелёной окраски получил прозвище «зеленый змий».  Впоследствии от их эксплуатации отказались, и они были отправлены из  города. В 1976 году на базе последнего из оставшихся МТВ-82 под номером  611 был построен кран для дорожно-ремонтных работ. Его списали в 1984  году и сразу же порезали на металлолом.
  • Протяженность трамвайных  городских магистралей в 1958 году составила 46 километров, а через два  года — уже 64 километров. В 1960 году в городе появляются первые  КТМ/КТП-2. Первый такой вагон имел номер 201, был окрашен в  тёмно-вишневый цвет и имел красные сиденья для пассажиров. Последующие  машины были окрашены в синий цвет.
  • С 1961 и по 1972 год в  Николаеве осуществляется окончательный переход на широкую колею, за это  время 33,5 километров путей были приведены в соответствие с общим  стандартом. Отечественные вагоны, ещё довоенного образца, пустили на  металлолом, а 7 штук германских в 1969 году были отправлены в Евпаторию,  где функционируют и по сей день.
  • К 1970 году кондукторов  заменили кассовые аппараты, предполагающие честность пассажиров.  Протяженность всех трамвайных линий в Николаеве составила 70 километров,  на которых работал 191 вагон. В начале 1970-х в город прибыла первая  партия — 12 вагонов нового поколения — КТМ-5, окрашенных в серо-стальной  цвет и не имеющих выштамповок на боковинах кузова. По сравнению с  предшественниками они имели улучшенную отделку салона, а качестве  освещения использовались лампы дневного света. Но их конструкция  оказалась достаточно сырой и не оправдала себя. Частые поломки и  неисправности вынудили руководство горэлектротранспорта отказаться от  этих машин, в результате они были отправлены обратно на завод в  Усть-Катав.
  • Много событий, связанных с трамвайным движением,  произошло в середине 1970-х. В это время стали поступать  модернизированные вагоны КТМ-5МЗ (первая партия 25 единиц) осуществлен  пуск трамвая к промзоне.
  • Эти трамваи стали поступать в депо № 1 и  имели номера с 401 по 459. Во второе депо КТМ-5МЗ стали поступать  несколько позже, им присваивали номера с 460 по 525. Тогда же в  управлении горэлектротранспорта поняли бессмысленность кассовых  аппаратов, и в городе ввели систему проезда по абонементным талонам,  продаваемым в киосках на каждой остановке. В это время в трамвайных  парках города насчитывалось 206 вагонов.
  • В Николаев продолжали  поступать усть-катавские вагоны КТМ-5МЗ. Наряду с ними по маршрутам  ходили и КТМ-2, но их уже не ремонтировали, а по мере износа снимали с  линии и списывали. Напряженные рабочие маршруты обслуживали только новые  вагоны, а старые машины вместе с новыми разъезжали по менее загруженным  маршрутам.
  • В этот период среди старых машин КТМ/КТП-2,  эксплуатировавшихся в Николаеве, встречались и самые ранние модификации  со скамейками, расположенными вдоль окон. Последний старый вагон был  списан в 1983 году. После этого в городе оставались только КТМ-5МЗ,  выпускаемые Усть-Катавским заводом, красно-белой окраски.
  • Кроме  стандартных пассажирских вагонов трамвайные депо Николаева получали и  спецтехнику, в первую очередь снегоуборочные трамваи.
  • Самый  первый из них был получен в 1960 годах, сейчас его кузов можно видеть на  заднем дворе депо № 2. Остальные снегоуборочные вагоны находятся в  рабочем состоянии: два из них приписаны к депо № 1, а машина последнего  поступления — в депо № 2. В мастерских депо также были изготовлены два  грузовых вагона на базе КТМ-5МЗ с бортовыми номерами 1002 и 1007.
  • В  середине 1980-х все предприятия горэлектротранспорта объединились, и  соответственно поменялась нумерация вагонов. Теперь номер трамвая  состоял из четырёхзначного числа, где первая цифра говорила о  принадлежности к депо (1 — первое депо, 2 — второе депо, 3 —  троллейбусное депо). Так, вагон, имевший старый номер 401 по новому  принципу получил номер 1001.
  • К концу 1980-х — началу 1990-х годов  по маршруту № 6 стал ходить строенный КТМ-5МЗ. Но поезд такой длины не  вписывался в большинство остановок, хотя и вмещал достаточно много  пассажиров. Впоследствии от него отказались, и на линиях вновь ходили  только сдвоенные КТМ.
  • С началом кризиса в стране в Николаев  перестали поступать новые вагоны. Существенную помощь в решении проблемы  оказал цех капитального ремонта вагонов, который размещен на территории  депо № 1. Здесь восстанавливают кузова трамваев, производят замену  электромоторов.
  • Только в 1996 году в Николаев прибыли четыре  бело-голубых вагона КТМ-8, которые были приписаны ко второму депо.  Первое время они ходили как одинарные трамваи, а затем их сделали  сдвоенными. Однако новинки оказались гораздо менее качественными по  сравнению с более старыми вагонами КТМ-5МЗ.
  • В 1999 году  управление горэлектротранспортом, несущее большие убытки, возвратило  кондукторов в вагоны, тем самым, изменив систему оплаты проезда в  трамваях.
  • В начале 2001 года в город прибыло три трамвая T6B5 днепропетровского производства. На момент 2002 года эксплуатирувалось 145 трамвайных вагонов.
  • В  начале 2005 года в городе отмечалось 90-летие со дня пуска первого  электрического трамвая. В честь праздника и за заслуги трамвая перед  городом коммунальное предприятие «Николаевэлектротранс» было награждено  Дипломом Верховной Рады в номинации «Лидер транспортной отрасли Украины»  общеукраинского проекта «Украина транспортная».


Источник: http://u.to/Mdy2
Категория: UA. Николаев | Добавил: Bludim (29.01.2011)
Просмотров: 3191 | Теги: история, конка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Мини-чат

» Посетители
  • Онлайн
ВСЕГО: 1
Чужих: 1
Своих: 0

 

» Наш опрос
Трамвай - это:
Всего ответов: 27

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог сайтов


  • Украинский портАл
    DropsStudio © 2017